IPO – процедура выхода новой компании на биржу со своими акциями. «Новой» — имеется в виду компании, которая ранее не размещала свои акции на бирже. Ранее такая компания могла реализовывать свои ценные бумаги ограниченному кругу лиц, но не через биржу. В ходе такого размещения эмитент акций получает публичный статус. Акции на бирже могут покупать любые инвесторы.
По-английски Initial Public Offering – сокращенно IPO. Сам выход впервые ценной бумаги попадает на первичный рынок, а далее уже на вторичный рынок ценных бумаг – обычная биржа.
Для подготовки Айпио требуется участие брокера и биржи, аудиторской компании, юристов, PR компании и андеррайтера (специальный отдел банка или страховой компании, который дает гарантию выплат).
Для выхода компании на биржу требуется капитализация более 50 миллионов долларов и готовность открыто отчитываться о своих финансовых показателях.
Выгоды компании от размещения своих акций на бирже:
- Привлечение капитала и инвесторов со всего мира. Например, Pinterest привлек более 1 миллиарда долларов.
- Известность значительно снижает вероятность поглощения или захвата компании. Открытая информация о показателях компании.
- Повышается узнаваемость бренда, рост авторитета компании.
- Появляется возможность закладывать выпущенные акции для получения кредита под низкий процент.
- Появляется возможность выпуска облигаций.
Риски для компаний:
- Нет гарантии востребованности акций.
- Дополнительные затраты, и весьма значительные – на рекламу, экспертам, комиссии и т.п.
- Значительное время организации – только первый этап может растянуться на несколько лет.
- Жесткие требования регуляторов.
Как правило, после выхода компании на IPO ее цена значительно возрастает. Поэтому многие инвесторы стремятся поучаствовать в первичном размещении. Это часто оказывается очень выгодно для инвестора.
Стадии Айпио
Можно выделить несколько стадии:
- Привлечение андеррайтеров – банки или страховые компании – фактически являются первыми владельцами акций. Одновременно компания-эмитент находит крупных инвесторов, которые выкупят эти акции в ходе размещения у андеррайтеров. Иногда бывает, что андеррайтер и эти крупные инвесторы это связанные между собой юридические лица.
- Расчет цены акции и подача документов. В РФ подают в Центробанк, в США – в Комиссию по ценным бумагам. После проверки компания эмитент заключает договора с биржей или несколькими биржами о размещении акций.
- Рекламная компания и публичное освещение в СМИ самой компании и ее предстоящего Айпио.
- Премаркет – за несколько недель до запланированной даты IPO андеррайтеры могут продать акции крупным инвесторам.
- Непосредственно запуск размещения – первый день обычно имеет наибольшую активность по количеству сделок, и цена достаточно быстро растет.
- Так называемый ЛокАут (Lock Out) – примерно 3-6 месяцев после IPO, когда купившие акции инвесторы не имеют права продавать эти акции. Это сделано специально для устранения спекуляций и различных махинаций со стороны крупных инвесторов.
- После окончания времени Lock Out акции можно свободно продавать и покупать.
На этапе Премаркета (этап 4) цена акций часто занижается продавцом на 10% для привлечения интереса первичных инвесторов. Это является основным ограничением для входа частным инвесторам – необходим солидный капитал для таких сделок, как правило, более 1 миллиона долларов. Одновременно с этим возникают и значительные расходы таких сделок – налоги, комиссии брокера и т.п. – расходы могут составлять до 7% от суммы сделки.
На этапе первого дня торгов (этап 5) возникает большой ажиотаж. Самая низкая цена обычно в первые часы, а чаще первые минуты после начала торгов. Ближе к концу дня некоторые инвесторы желают зафиксировать рост и продают акции, чтобы не попасть в Lock Out – когда несколько месяцев акции нельзя будет продать.
Риски участия в IPO
- Не всегда цена размещаемых акций только растет, например, так было с Uber.
- При Айпио заявки на покупку могут оформляться не все, например, если спрос на покупку выше чем фактическое число акций.
- Для участия в первичном размещении инвестору необходимо оплатить комиссию.
- Достаточно большой порог входа – минимум 1 тысяча долларов.
- Возможна отмена IPO при выявлении нарушений регуляторами, смены руководства компании или крупный инвестор может просто предварительно выкупить все акции.
Как инвестировать?
Прежде всего изучить аналитическую информацию по готовящемуся IPO.
Варианты участия:
- При достаточном капитале самостоятельно участвовать в первичном размещении – через брокера, который предоставляет доступ к Айпио. Если инвестировать через брокера-андеррайтеры – то порог входа несколько миллионов рублей. Так же можно воспользоваться так называемыми субброкерами – он собирает одну общую заявку от всех желающих.
- При не достаточном капитале можно инвестировать через специализированные ЕТФ-фонды на IPO.
Что такое FPO?
Помимо Айпио существует так же процедура FPO – по-английски Follow on Public Offering – означает дополнительный выпуск акций на биржу. При такой процедуре просто увеличивается количество акций. Обычно такая процедура снижает цену акций этой компании уже имеющихся на рынке.
Календарь IPO и FPO
Биржи составляют специальный календарь IPO и FPO. В этом календаре указано название компании-эмитента, планирующего процедуру, ориентировочная дата и приблизительный диапазон цены.