При инвестировании одним из важных параметров является распределение рисков потери всего или части инвестированных средств. Помимо тщательного выбора активов, важно распределять риски – диверсифицировать.
Наглядный пример – возьмем условный стол. Если стол на одной ножке, то при поломке этой ножки он упадет. Стол на 3-х ножках более устойчив – при поломке одной ножки, возможно, стол как-то останется стоять. При четырех ножках с поломкой одной из них стол с еще большей вероятностью останется стоять. А теперь представьте стол с восьмью ножками, с двадцатью ножками. Так и в подходе к инвестированию — следует увеличивать количество ваших «ножек». Это называется диверсификация.
Диверсификация инвестиционного портфеля — это расширение видов активов с одновременным уменьшение суммарных рисков и повышения общей устойчивости финансового состояния.
Применимо к инвестированию вообще диверсифицировать можно:
- Виды активов – недвижимость, акции, облигации, драгоценные металлы – золото, серебро и т.п.
- Агентские риски – например все ценные бумаги вы храните в одной компании. При неблагоприятной ситуации с этой компанией вы рискуете потерять все ценные бумаги.
- По направлению инвестирования – например, все ценные бумаги только одного государства (например, только России) или одной отрасли (например, только нефтяные компании) при неблагоприятных обстоятельствах у этого государства/отрасли вы рискуете значительным снижением стоимости всех активов. При распределении, например, активов в нефтедобывающую отрасль и IT-сектор при просадке одного направления потери общей стоимости менее значительные.
Цель диверсификации – снизить возможные потери при наступлении неблагоприятных обстоятельств.
Стратегия диверсификации.
При создании инвестиционного портфеля необходимо использовать следующие базовые принципы:
- Иметь подушку безопасности (так же диверсифицированную хотя бы по разным валютам)
- Иметь несколько видов активов с разными рисками, в том числе защитные активы.
- Разделять имеющиеся активы по разным секторам экономики и внутри этих секторов по разным компаниям.
- Разделять имеющиеся активы по разным государствам.
- Периодически перераспределять соотношение активов.
- Производить диверсификацию «без фанатизма». Достаточно 3-5-7 разных направлений в каждом пункте. Если делать больше, то становится сложно управлять портфелем. Представьте портфель из 100 компаний в каждой из которых куплено по одной акции.
Наиболее частые ошибки начинающих инвесторов при диверсификации:
- Имеют мало разных компаний в портфеле.
- Имеют через чур много разных компаний.
- Инвестируют все или большую часть активов в одну отрасль (ниже разберем разные отрасли).
- Инвестируют в экономику одной страны.
- Не распределяют капитал в разные виды активов.
- Не производят периодическую ребалансировку (пересмотр) портфеля.
Ребалансировка портфеля
Стоимость активов постоянно меняется, и в следствии этого доля разных акций в портфеле тоже меняется со временем.
Например, мы купили акцию Теслы за 300 долл и 6 акций Кока-колы по 50 долл – итого у нас 50% портфеля в Тесле и 50% в Кока-коле. Через пол года Тесла стала стоить 900 долл, а Кока-кола осталась по 50 долл/акция. Теперь у нас соотношение портфеля стало 75% в акциях Теслы, и 25% в Кока-коле.
Считается, что пересмотр портфеля желательно делать один раз в год. Для этого рекомендовано докупить тот актив, который снизился (в нашем примере – докупить акций Кока-колы еще на 600 долларов).
Диверсификация портфеля по отраслям экономики
Разделяют несколько отраслей:
- Нефтегазовая – добыча, переработка и транспортировка газа, нефти и других видов топлива (уголь и пр.). Связана с некоторыми химическими производствами, например, парафины производят из нефтяного сырья. Так же к этой отрасли относят оборудование и сервис для нефтяной отрасли.
- Сырьевая – добыча и первичная переработка. Относят Химическую промышленность, в том числе и удобрения; горнодобывающую; деревоперерабатывающую; производство упаковки и тары; производство стройматериалов.
- Информационные технологии – производство компьютеров, программного обеспечения, ИТ услуги, оборудование. За последние 10 лет этот сектор дал прирост около 300%.
- Промышленный сектор – связан с сырьевой отраслью. Состоит из Логистических компаний, производителей оборудования для сельского хозяйства и т.п.; строительство и коммерческие услуги.
- Товары первой необходимости – еда и напитки, табачные изделия, ритейл продуктов, аптеки и товары гигиены.
- Товары второй необходимости – авто/мото и запчасти, одежда, спорттовары, бытовые товары и т.п.
- Коммунальные услуги – поставщики энергетики.
- Финансовая отрасль – банки, страхование и др.
- Недвижимость – управляющие компании, перепродающие и другие. Этот сектор мало связан с другими отраслями поэтому считается мало подверженным инфляции.
- Коммуникационный сектор – услуги рекламы, мобильная связи, развлечение (фильмы и т.п.).
- Здравоохранение – биотехнологии и другие медицинские отрасли, в том числе и медоборудование.
Сразу инвестировать во все отрасли не обязательно. Для начала целесообразно выбрать те, в которых вы больше всего разбираетесь.
Следует отметить, что глобальная диверсификация может намного усложнять управление инвестиционным портфелем. Не так важно иметь большое разнообразие активов, намного важнее ваше понимание куда именно вы вкладываете деньги. Уоррен Баффет говорит – «Инвестируйте в то, что вы знаете».
Инвестиционные аналитики рекомендуют со временем создавать инвестиционный портфель в различных отраслях экономики. Предлагается искать в нескольких отраслях перспективные на ваш взгляд компании, при этом ограничиваясь двумя-тремя в каждом секторе. Так же можно инвестировать в Индексные фонды.